четверг, 22 мая 2014 г.

Информационная война в Южной Осетии

4 года назад между Россией и Грузией произошёл военный конфликт, крупнейший для России со времен действий на территории Чеченской республики. Конфликт продолжался 5 дней, в результате которых агрессия со стороны Грузии была прекращена, а грузинские войска были отброшены с территории Южной Осетии. При этом столице Южной Осетии - Цхинвалу был нанесён серьёзный ущерб. Спустя 2 недели после окончания активной фазы боевых действий Россия официально признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Информационная война, однако, началась еще до начала грузинской агрессии. Войну предваряли скандалы со сбитым, якобы российским беспилотником,  перехваченной, якобы российской ракетой, задержанием российских миротворцев, которые везли якобы запрещенный груз - всё это можно отнести к заблаговременной информационной подготовке.


На базе канала «Триалети» был развернут информационный центр в Гори, который обслуживал и грузинских и иностранных журналистов. При этом российские СМИ и интернет в Грузии были заблокированы, а телемосты с США и Европой проводились регулярно и на английском языке. «Грузия-онлайн», «Имеди», «Рустави-2» и другие грузинские медиа-ресурсы всех видов действовали в тесной спайке, выступая единым информационным кулаком. В то же время Россия не создала на территории Южной Осетии оперативного пресс-центра. Не применяла домашние заготовки – их попросту не существовало. Министерство обороны и МИД действовали нескоординировано, давали недостоверную и противоречивую информацию, которая достаточно легко опровергалась. В итоге, победив в вооруженном противостоянии, Россия проиграла на информационном поле. 


Саакашвили заявлял о том, что Грузия – это маленькая демократическая страна и просил о помощи. При этом эффективности грузинской пропаганды помогал тот факт, что страна не препятствовала попаданию западных журналистов в зону конфликта. В свою очередь Россия сделала практически невозможным доступ к Южной Осетии для представителей нероссийских СМИ, что было большой ошибкой.


От полного разгрома на информационном фронте Россию спасли отдельные удачные действия талантливых политиков и журналистов. Главными героями информационной войны стали спецпредставитель России в ООН Виталий Чуркин, который активно работал, озвучивая реально происходящие факты перед широкой мировой общественностью, а также донося до мира позицию России. Также эксперты отметили активную роль представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина. Если Чуркин работал в США, выступая в ООН, то Рогозин на время конфликта стал информационным центром России в Европе. По словам Игоря Панарина, также активно, современно и профессионально действовали в информационной среде Багапш и Шаманов.




По утверждению британской газеты The Times, Грузией был также подписан контракт с одним из бельгийских PR-агентств. В дни конфликта бельгийские пиарщики рассылали в СМИ десятки электронных писем, в которых излагалась информация из зоны конфликта. Некоторые из этих писем содержали явные преувеличения, в частности, о якобы интенсивных бомбардировках Тбилиси или о захвате российскими войсками грузинского города Гори. Многие СМИ повторили эти сообщения без независимой проверки. Как писала газета The Times, «если бы грузинская армия была бы столь агрессивной, как пиар-кампания властей страны, то исход войны в Южной Осетии мог бы быть совсем иным».

15 августа телеканал Fox News пригласил в прямой эфир девочку-осетинку Аманду Кокоеву с её тётей (они проживают в США, но во время боевых действий девочка находилась в Цхинвали). Видео сюжета вскоре стало доступно на YouTube и на официальном сайте FoxNews. «Тысячи людей стали беженцами в результате войны в Грузии. По некоторым данным — десятки и даже сотни тысяч», — начинает интервью ведущий. «Среди гражданских, имевших несчастье попасть под перекрёстный огонь в этом конфликте, — 12-летняя девочка из пригорода Сан-Франциско, Аманда Кокоева. Она сидела в кафе и вдруг стали падать бомбы. 12-летняя девочка. Ей удалось скрыться в подвале у дяди и она сбежала в Россию. Удалось добраться до Москвы, сесть на самолёт, чтобы вернуться домой. В студии Аманда Кокоева и ее тётя Лора — в прямом эфире из студии в Сан-Франциско».
Ведущий просит Аманду рассказать «что это такое — когда начинается война». Девочка рассказывает, что всю ночь провела с дядей в подвале. «Бомбы падали всю ночь», — спрашивает ведущий. «Я не видела. Но прежде чем сказать что-нибудь ещё, я хочу сказать: мы бежали от грузинских войск, которые бомбили наш город, не от русских войск. Я хочу сказать спасибо русским войскам. Вы нам помогли». В этот момент тётя прочищает горло, что было списано телеканалом «Россия» на попытку ведущего перебить рассказ девочки. «Где ваши родственники, как они?» — продолжает интервью ведущий. Девочка рассказывает, что связь с родственниками отсутствует. «Я не могу себе даже представить — 12-летняя девочка проходит через всё это, это должно быть ужасно» — обращается ведущий к тёте. «Да, это было ужасно. Я хочу сказать по телевидению, чтобы все знали, кто виноват в этом конфликте. Эту войну начал господин Саакашвили, и он агрессор». Ведущий прерывает её и объявляет о рекламной паузе.
После перерыва ведущий говорит: «Эта программа кончается менее, чем через минуту, но я хочу дать вам 30 секунд, чтобы закончить мысль». Лора продолжает: «Мой дом сгорел в Южной Осетии… мы можем винить только одного человека… И грузинское правительство. Я не виню грузинский народ, я виню грузинское правительство, оно должно уйти в отставку…». «…это то, чего хотят русские» продолжает телеведущий и завершает эфир. В одном из вариантов ролика Лора в ответ на слова ведущего успевает заявить: «Конечно, вы ведь не хотите этого слышать!..»
Некоторые блогеры попытались защитить телеканал, предположив, что перерыв был запланирован. Однако автор блога пояснил свою точку зрения: «прерывание рекламой трёхминутного включения — это крайне радикально».
Заместитель главы администрации президента России Алексей Громов назвал поведение телеведущего «верхом бесстыдства».

8 сентября журналисты телеканала Russia Today обвинили CNN в подлоге и грубой фальсификации. По их словам, американский телеканал, демонстрируя кадры разрушений осетинского Цхинвала, заявил, что речь идёт о грузинском Гори. Один из журналистов сказал по поводу освещения событий западными СМИ: «война Грузии в Южной Осетии нанесла катастрофический удар по их репутации. Впервые они замалчивали события в военном конфликте, а порой, как показал пример с CNN, занимались и фальсификацией». Подобные сообщения появлялись и ранее. Так, москвичка Светлана Козаева, приехавшая в Цхинвал 11 августа, заявила, что узнала город в кадрах BBC и CNN, подавашихся как кадры из Гори: «'Подвалы полны трупов. Это была этническая чистка. Грузины опустились до того, до чего не опускались даже немцы во Второй мировой войне. А Си-Эн-Эн и Би-Би-Си показывают картинку из Цхинвали и говорят, что это Гори. Я своими глазами увидела фальшивые кадры. В репортаже из Гори показали улицу моего родного города, улицу Героев. Зачем западные СМИ оправдывают грузинского президента Саакашвили и его преступный режим?».